Якутия 3. 30-36 истории. Продолжение

Автор: SneJin  |  Категория: Истории  |  Комментарии (0)  |  Оставить комментарий!


Содержание: 1 часть | 2 часть | 3 часть

————— История тридцатая. Неупокоенная

Это было в 70-х годах прошлого столетия в Таттинском улусе. А началось все с того момента, как к нам домой, в Ытык-Кюеле, зашел наш дальний родственник Серафим. Попив чаю, сказал, что хочет ехать домой в Уолбу, но в связи с тем, что машин в то время было маловато (частных вообще не было), попросил у нас велосипед. В те времена на велике ездили практически все, стар и млад, мужики и бабы, почти как в Китае. У нас было два велика и родители ему одолжили «Урал».
Уолба находится от Ытык-Кюеля севернее 33 км. Тогда нынешней федеральной трассы не было, хотя основная траектория сейчас осталась старая, но заезд в Уолбу был другой. Сворачивали чуть раньше, и дорога шла через два поля, первый называется «Ен, ей алааhа». Дорога в поле заезжает с восточной стороны, спускается, идет под холмами (северная сторона) и выезжает с западной стороны с подъемом мимо небольшого кладбища и через лесок спускается в другое поле. Если кто читал о якутской топонимике у Горика, то там есть фотография такого поля. На каждом холмике по могиле. Так сказать у каждого свой холмик.
Серафим заехал в это поле вечером, в аккурат садилось солнце. Проехал под холмами, поднимается чтобы выехать из поля и видит, на одной из могил к нему спиной сидит женщина и расчесывает волосы. Серафим удивился, подумал, что за сумасшедшая нашла место для сиденья. Поднявшись наверх, остановился и и посмотрел кто такая. Когда он остановился и повернулся, солнце как раз светило женщину. Это была молодая женщина, звали ее Христина, которая не так давно повесилась и здесь похоронена. Серафим дальше не помнит как доехал до дому, а это примерно 3 км. Приехал домой никакой, совсем слег с сердцем. Его еле откачали. Но Христина начала появляться везде. В то лето помню, Уолба находилась как бы в осадном положении. Люди боялись вечером на улицу выходить. Постоянно со стороны поля, где она похоронена, приходил небольшой смерч и исчезал у дома, где она жила. После ее смерти, там жил один дед. Его, бедного каждую ночь выгоняла Христина, дед потом не выдержал, съехал. В то лето я с бабушкой приезжал в Уолбу, и она нас после ужина не выпускала на улицу играть. Помню, рассказывали, что Христину встретила ее же лучшая подруга, когда собирала коров. После этой встречи, подруга тоже долго пролежала в больнице. И самое интересное, ее видели русские шофера, привозившие в Уолбу груз, сидящей тоже на могиле и расчесывающей волосы. И рассказывали, что они интересовались у местных: «Что за чокнутая у вас сидит на могиле и волосы чешет?».
Помню как бабушка ворчала, что умершую плохой смертью похоронили на общем кладбище, да еще как нормально умершую. То есть на спине, не одев на голову глиняный горшок. Или лицом вниз. Еще и звезду с флажками прибили на столбе могильном.
Потом пришла зима. И в апреля следующего года отец Серафима Терентий, старый коммунист, купил несколько килограмм соли и ею обсыпал всю поверхность могилы, чтобы соль с расстаявшим снегом впитался в землю. С тех пор ее никто не видел.
Вот такая вот история. А велик тот вернулся, и был у нас до 80-х годов.

{PAGEBREAK}

————— История тридцать первая. Всадники на небе

Необычный, мистический случай произошел 27 июня 2012 года в селе Соттинцы Усть-Алданского улуса. Во время грозы по местности прошлись мини-смерчи и местные жители увидели внутри них силуэты 20 скачущих всадников с древним оружием. То же самое случилось и на следующий день, однако на этот раз всадников было всего трое.
Саша Павлов, ученик 8 класса школы № 2 города Якутска, очевидец:
— Мы с другом, как обычно, гуляли по деревне. Поначалу я не заметил, как небо окутали густые темные тучи. Ветер сильный поднялся и стал гонять пыль. Затем я краем глаза увидел надвигающийся смерч, внутри которого были какие-то темные фигуры. Мы с другом присмотрелись и поняли, что эти фигуры имеют очертания людей на лошадях. Их было около двадцати. Они будто двигались по очереди. Мы наблюдали его некоторое время, пока смерч не скрылся за магазином «Уйгулаах алаас». Мы побежали и рассказали все двоюродной сестре друга. Она сильно испугалась, и мы все побежали домой. Дома бабушка сказала, что это примета к чему-то плохому. Я сам не знаю, что и думать.
Алла Местникова, житель с. Соттинцы, очевидец:
— Я стояла около магазина. Ветер налетел и поднял пыль, все вокруг стало бурым. Рядом были мальчики, они-то и указали мне на смерч, внутри которого я разглядела две тени. Приглядевшись, можно было заметить, что это люди, скачущие верхом на лошадях… Никаких поверий и предсказаний на этот счет не знаю, поэтому не знаю даже, как реагировать.

————— История тридцать вторая. Шаманы в советские времена

Как я писал раньше, при советской власти шаманов стали пидорить, поэтому их стало мало. Но это вовсе не означает, что они все выродились или что раньше все они были шарлатанами — просто ушли в подполье, стали скрывать свои способности, подавлять проявления своей силы и так далее. Кину две мини-пасты с шаманами в советские времена.
Первый случай имел место быть в сталинские времена. В небольшой деревне центрального района (кажется, Намского) жил один человек, который втихаря предоставлял местным «услуги шамана». Народ говаривал, что если бы он специально не ныкался, то в прежние времена мог бы стать большим шаманом. В конце концов, когда аж люди из других районов стали приезжать к этому человеку, НКВД решило взять за жабры «распространителя мракобесия». Приехали, значит, специально по его душу, ворвались в дом, навели шороху, арестовали. Повезли в Якутск на лошадях. Путь был неблизкий, ехали долго, пока не стемнело. А как стемнело, один из конвоиров внезапно обратил внимание, что лошадь шамана идёт без всадника. Деться он никуда не мог — только что был тут, никто не видел, как он убегал, да и руки в наручниках — однако пропал. Подняли ор, поехали обратно, приехали в полночь в деревню — а он там спокойно спит, сытно поужинав. В общем, связали по рукам и ногам, погрузили на телегу, повезли на ночь глядя. Где-то в середине пути конвоир в очередной раз заглядывает в телегу — авотхуй, пусто. Застремались, но щито поделать — пришлось опять назад переться. Начальник энкэвэдэшников поговорил наедине с шаманом, надавил на жалость — мол, я человек подневольный, и если я не привезу тебя в город, как мне приказано, то меня самого посадят. Сжалился шаман, сам поехал с ними без всяких наручников. Доехали до города под утро и сразу отправили его в тюрьму, да только опять вышла незадача: как только шаман входил во двор, с каждым шагом он начинал распухать, а к моменту, когда он таким макаром доходил до здания тюрьмы, уже становился таким большим и бесформенным, что ни в дверь, ни в окно залазить не мог. ЧСХ, с каждым шагом обратно он снова уменьшался. Тюремщики были в полном ахуе. Увидел это вызванный большая шишка из НКВД, велел привести шамана к нему. Неизвестно, о чём они там говорили, но после этого он приказал отпустить его с миром и даже велел за счет казны отвезти его обратно в село до дома. Больше НКВД его не трогало, да и сам он старался особо не светиться умениями, хотя втихаря по-прежнему продолжал помогать людям.
Второй случай тоже примерно тогда же произошёл. Этот шаман жил в Вилюйском улусе и был вполне себе таким зажиточным крестьянином. Когда коллективизация дошла до уровня «не идёшь в колхоз — гниешь в тюрьме» и стало ясно, что всё добро у него так и так отнимут, он послал всё нахуй, передал хозяйство в колхоз, а сам ушёл хикковать в леса, где построил себе хижину и промышлял охотой. И был у него один молодой родственник, который периодически навещал его, привозил бухло и рассказывал последние новости. Шаман настоятельно рекомендовал ему приходить по утрам или днём — мол, вечером у него там «свои дела». Так он и делал, но как-то раз сильно запоздал (то ли заблудился, то ли дела задержали) и пришёл к хижине в лесу после заката. Дело было летом, в Якутии в это время белые ночи, так что всё равно было довольно светло. Зашёл гость в хижину — никого. Удивляется, куда это делся мужик на ночь глядя. Вышел обратно, прислушался — а за хижиной в лесу чьи-то голоса. Вот тут ему стало не по себе. Лес, хикка-одиночка — какой тут нахуй разговор? Немного очкуя, он всё же пошёл посмотреть. Голоса всё ближе — не меньше трёх-четырёх разных людей, причём один из них отчётливо тот самый шаман. В основном он и говорит, а остальные время от времени что-то вставляют да поддакивают. Гость стал прислушиваться. Диалог шёл примерно следующий:
ШАМАН: … и не творил зла людям, так за что мне такое наказание? Скажите, разве это справедливо?
ДРУГИЕ ГОЛОСА: Нет!
ШАМАН: Отобрали всё добро, изгнали, как ненужного старого пса, в леса — скажите, терпеть ли мне такую злую обиду?
ДРУГИЕ ГОЛОСА: Нет! Нет! Нет!
ШАМАН: И что же мне делать, чтобы восстановить мне своё доброе имя и вернуть уважение? Есть ли способ?
ДРУГИЕ ГОЛОСА: Есть!
Голоса, естественно, не клонированным хором отвечали, а по-всякому, да и не так односложно выражались, но суть не в этом. В общем, молодой человек конкретно обосрался и не стал дальше слушать, о чём там речь. Уже отходя назад, он смутно увидел, как шаман сидит на пне среди деревьев, подпирая челюсть руками, а перед ним толпятся какие-то длинные тёмные существа. Разглядывать их он не стал и дал деру.
ЧСХ, когда он утром вернулся и рассказал шаману, что он слышал вечером, тот категорически всё стал отрицать: «Да ну нах, ты ебанутый, штоле? Я же тут один, с кем я могу тут разговаривать? Пить надо меньше!». Такие дела.
История неполна тем, что я не в курсе, удалось ли потом этому шаману действительно вернуть всё своё добро. Что-то мне подсказывает, что да.

————— История тридцать третья. «Экспедиция»

В Якутии есть небольшая деревня, которая называется Ус Хатын («три берёзы»). Недалеко от деревни (километрах в пятнадцати) на поляне в лесу находится старый дом, где, по слухам, обитает «абасы», то есть нечисть. Все люди, которые живут в деревне, обходят этот дом стороной.
Как известно, во времена Советского Союза людям внушали, что ничего сверхъестественного не существует. И по каким-то известным только самим чиновникам причинам в Совете райцентра решили отправить «экспедицию» в тот дом, чтобы доказать, что в нём нет никаких потусторонних сил. В состав «экспедиции» вошло человек десять; почти все были партийными чиновниками из райцентра, среди них была только пара местных жителей, в том числе глава деревенского Совета, который очень не хотел ехать — он вырос в деревне и давно знал про этот дом, но пришлось ехать — как-никак глава, если откажется, то снимут с должности.
Поехали они на грузовике, взяли с собой ящик водки. Приехали на место, выгрузились, зашли в дом, который состоял из одной большой комнаты (в старину так строили). Внутри всё было относительно чисто, была печка, стоял стол. Наши герои сперва рассмотрели дом, все дыры и углы — ничего подозрительного не нашли. Затащили в дом ящик с водкой, начали пить и разговаривать. Скоро наступила ночь, люди застелили на полу свои спальные мешки и заснули.
И вот один из «гостей» вдруг почувствовал, как кто-то стягивает его одеяло. Потянул обратно к себе — и тут кто-то резко вырвал у него из рук одеяло. Человек быстро встал с кровати, посмотрел вокруг — все спят. «Перестаньте, не смешно!» — воскликнул он, думая, что это кто-то из людей балуется. Возле противоположной стены привстал другой парень: «Что такое? Не шуми — спать мешаешь». И тут на этого парня чайник, который стоял на печи, сам собой в голову полетел. «Ай! Кто кидается?» — воскликнул парень, схватил чайник и бросил обратно в сторону печки. Секунд через пять чайник прилетел опять.
Все проснулись, начался переполох. Включили фонари, успокоились — вроде в доме нет никого, кроме них. И тут за входной дверью послышались тяжелые шаги и кто-то громко воскликнул: «Убирайтесь!». Открылась входная дверь, и все с ужасом увидели, что за порогом стоит человек в два метра ростом…
Очнулись на дороге у деревни. Все шли гурьбой друг за другом, босиком, легко одетые. Было уже почти утро. Никто ничего не помнил, хотя они прошагали полтора десятка километров босиком, ступни все стерли в кровь.
Таким странным образом они вернулись в деревню, но вещи и оружие-то в том доме остались. Члены «экспедиции» стали просить местных вернуться туда и принести их вещи. Никто долго не соглашался, но потом всё-таки нашли трех охотников, которым обещали за этот подвиг деньги и ящик водки. Охотники приехали на поляну днём, быстро зашли, собрали, не глядя, вещи в охапку и выскочили обратно…
Мне это рассказал мой дядя, который слышал её от непосредственного участника этой истории. Говорит, у того руки тряслись, когда он вспоминал ту страшную ночь.

————— История тридцать четвёртая. Незваные гости

Якутские \»абасы\» — это не какие-нибудь телесные монстры вроде чупакабры, а нечто вроде проекций из другого мира, и давать им в щщи с разворота часто бессмысленно, и даже опасно (как, например, в той пасте про сюлюкюнов, где абасы уебал парня в старом доме в спину). Хотя в фольклоре проскальзывали отдельные рекомендации — например, что абасы можно отогнать, если кинуть в него якутским ножом левой рукой наружу от ладони, но попробуйте сами так замоорочиться. А ещё холодного оружия боятся отдельные мелкие подвиды нечисти вроде того же \»пожирателя телят\», о котором писал раньше, но таких мало.
С огнестрелом, кстати, дело почему-то обстоит иначе — обычно, если охотники стреляют в абасы из своего мега-дробовика, они на некоторое время аннигилируются, но, как правило, только на время. Так что в случае встречи с абасы неясного происхождения вступать с ним в битву один на один не стоит, лучше просто удалиться (но не с криками БЛЯЯЯ МЫ ВСЕ СДОХНЕМ и не бегом, могут погнаться), чем боксировать с ним в пустом доме.
И раз уж я тут распизделся, расскажу одно кулстори (не связанное с тем текстом, что я написал выше — просто в голову пришло).
Время действия — 70-е годы. Была одна якутская деревенская семья с двумя детьми. Мальчик был младше сестры на несколько лет и рос очень болезненным — постоянно хворал, а те периоды, когда был здоров, получал всякие травмы. При этом девочка говорила, что эти травмы и болячки не просто так — мол, время от времени кним приходят какие-то \»гости\», которых взрослые не видят, и тогда с братиком и начинает всякое происходить. Никто ей особо не верил. Позврослев, девочка рассказала подробно о нескольких особо запомнившихся случаях.
Первый случай. Оба играли возле дома на песочнице, и вдруг девочка заметила, что возле амбара стоит и смотрит на её братика какая-то старушка в белой изорванной одежде. Она сначала не удивилась — может, к бабушке какая-то знакомая пришла? Но потом, когда эта старуха проторчала там без движения несколько минут, девочка стала подозревать неладное. И вдруг заметила, что у неё нет тени. У амбара рядом есть тень, а у неё нет. Испуганная девочка схватила братика и потащила в дом, а старуха так и осталась провожать мальчика взглядом. Тем же вечером мальчик тяжело заболел, долго поправлялся.
Второй случай. Семья обедала в доме, ели рыбу. Вдруг девочка заметила, что за окном по воздуху проплыла оторванная женская голова с длинными развевающимися волосами. Рот шевелился, будто она что-то напевала. Не успела девочка испугаться, как братик поперхнулся рыбьей костью. Дело дошло до госпитализации.
Третий случай. Взрослых дома не было, дети играли вместе. Вдруг, кинув взгляд в окно, девочка увидела, как с той стороны у окна стоит какой-то незнакомец высокого роста с очень широким и красным, как помидор, лицом и неотрывно смотрит на её брата. Она испугалась, посмотрела на брата — а тот, до этого спокойно игравший в игрушками, вдруг встал, подбежал к большой бочке с водой (дело было зимой, в деревнях в это время года обычно набирают воды в больших сосудах в доме на несколько дней вперёд), залез на стул, который стоял недалеко от бочки и — хуякс головой вниз в бочку, полную воды! Сам, естественно, выбраться не мог — был бы один, так и утоп бы. Девочка вся измучилась, вытаскивая его оттуда. Мальчик успел напиться воды, но умная девочка позвонила соседям, и те быстро откачали и отвезли злополучного парня в больницу. В который раз…
Мальчик дожил до окончания школы, но во время очередного приступа то ли гриппа, то ли чего ещё отдал концы. А девочка жила ещё долго, она-то и рассказывала о своих странных видениях.



————— История тридцать пятая. Арангас

Группа студентов-археологов Якутского государственного университета в 60-е годы на практику отправилась летом в экспедицию в один из удалённых северных районов республики. Они там раскапывали и изучали могилы на каком-то древнем кладбище. Сначала было очково, потом ничего, пообвыклись. Затем кто-то из них предложил на денёк сгонять в какой-то алас (сиречь поляну), где есть озерцо и можно искупаться втайне от глаз деревенских жителей. Фишка была в том, что на окраине этого аласа была могила какого-то местного шамана, которого жители деревни весьма почитали. Некоторые студенты отговаривали друзей от затеи, но всё-таки время было советское — атеизм и прочий ололо-материализм во все поля, — в итоге нашлось около десятка человек (большая часть группы), которые изъявили желание пойти на поход. Пришли, расположились возле озера, поиграли в мяч, искупались, выпили… После энной порции алкоголя поперли искать ту самую могилу шамана и даже нашли, т. к. она была на самом виду — древняя такая могилка, причём труп находился в деревянном закрытом \»одиночном склепе\» на поверхности (именно так у якутов было принято хоронить умерших до принятия христианства — такое сооружение называется \»арангас\»). Кое-кто из долбоебов загорелся идеей вскрыть арангас и посмотреть на останки — в конце концов, археологи мы или кто? Девушки, которые выпили меньше, всё же отговорили парней от этой затеи, но те всё равно совершили у могилы кучу действий, которые не стоило делать — поорали, помусорили и т. д. Особенно отличились двое пьяных парней, которые просто поссали у основания арангаса. С тем и вернулись в большую общую палатку, разбитую у озера, где легли спать.
Ночью проснулись из-за того, что снаружи началась настоящая буря. Вылезти в такую погоду не решились, просто лежали, петросянили и слушали жутковатый шум ветра. И вдруг все ясно услышали за этим шумом, что кто-то отчётливо ходит вокруг палатки кругами. Тут уж все обосрались, ибо все члены \»экспедиции\» были внутри палатки, а алас был удалён от деревни на многие километры. Самые смелые поорали, мол, кто там, но ответа не добились. Вдруг кто-то стал со страшной силой долбить по палатке снаружи. Девушки стали кричать, и тут зычный мужской голос по-якутски велел выйти из палатки тем двоим парням, которые обоссали могилу шамана, причём назвал их поименно. Те, естественно, стали упираться, но напуганные друзья буквально силой вытолкнули их наружу, несмотря на протесты. Парни встали, осмотрелись — нихуя не видать, темно, ветер беснуется, всякий мусор летает по воздуху… Постояли пару минут, продрогли и залезли обратно в палатку. Все их друзья и подруги лежали на своих местах, мёртвые, с искажёнными от ужаса лицами. От такого зрелища парни несколько тронулись умом, стали кричать и бегать кругами. Наконец, кое-как пришли в себя, сели в автомобиль и поехали обратно в деревню, где сообщили в сельсовет об инциденте.
Дальнейшая судьба этих двоих неизвестна. Известно лишь, что никакой бури в округе в ту ночь не было, и следствие изрядно потрепало парней, но в итоге их отпустили, так как выяснилось, что их друзья ВСЕ погибли от сердечного приступа.

————— История тридцать шестая. Вечер олонхо

Якут-кун на проводе. Эта произошла, по легенде, в конце XIX века, когда Якутия уже вошла в состав России и была, соответственно, разделена на всякие районы, уезды и т. д. Районами правили князья-тойоны из числа богатых якутов. Вот об одном таком князе из центрального улуса пойдёт речь.
Князь этот был охуевшим даже по меркам тех времён — захапал в своём районе всё народное добро себе, отгрохал себе невиданные в якутских селах хоромы, высасывал все соки из бедняков, устраивал суд по собственным ущербным понятиям. Однако же, дань с населения исправно собирал и отправлял в центр, так что власти им были довольны и не собирались менять на другого — чай, не демократия.
Однажды осенним вечером в дом пришёл бродячий бедняк (\»кумалаан\») и попросился на ужин и ночёвку — обычное явление для тех времён. Как правило, платили за эту услугу бродяги тем, что выполняли работу по хозяйству, которую поручит им хозяин. Но этот бродяга выглядел настолько хилым и оборванным, что князь, бросив на него издалека надменный взгляд, велел выгнать его нахрен из двора (что совсем не по якутским понятиям — обычно тойоны хотя бы в хлеву место уделяли таким беднякам). Так и сделали. Но потом князь заметил, что бродяга снова ошивается у крыльца и рассердился — велел его поймать и привести к нему, чтобы наказать. Бродягу приволокли, и князь спросил у него, почему он его не слушается.
— Негде ночевать, — жалобно ответил бродяга. — И есть хочется, а пойти больше некуда.
— Если я дам тебе пищу и кров, то чем ты, оборванец этакий, сможешь мне отплатить? — насмешливо спросил князь, уже раздумывая, как поиздеваться над бедняком.
— Ну… — замялся тот. — Я немного умею рассказывать олонхо.
Поясняю: олонхо — это вид устного якутского народного эпоса, длиннющее (в десятки и сотни тысяч строк) песенное эпическое сказание о борьбе сил добра и тьмы. Мастера олонхо, способные сутками напролёт безостановочно импровизировать и увлекать слушателей, сильно почитались в дореволюционной Якутии, где не было книг, телевизора и интернета. Сейчас олонхо занесено в список ЮНЕСКО как шедевр, этим местные власти гордятся так, что в каждой речи упоминают об этом.
— Да ну? — не поверил князь. — Правда? Ты? Мастер олонхо?
— Ну, людям вроде нравилось, — неуверенно ответил бродяга.
Князь, конечно, не очень поверил ему, но вечером всё равно делать было нечего, и он решил дать шанс человеку. Олонхо послушать хотелось, а если бедняк тут лапшу на уши вешает, то потом можно ему за это устроить страшную кару типа публичной порки.
— Ну, тогда оставайся, — разрешил он. — Будешь мне перед сном рассказывать олонхо, пока я не засну. И горе тебе, если твоё олонхо мне не понравится!
На том и решили. Князь опять показал себя с хреновой стороны и дал гостю в качестве места для ночлега самый дальний и холодный угол дома, где просто постелили жесткую шкуру на пол. Хотя ужин для семьи князя был сытный и много чего осталось, бродяге всё равно дали лишь крохотную порцию творога и кусочек черствого хлеба. Тот ничем не выразил своё недовольство.
Наступил вечер. В печи горел огонь, князь устроился на своей большой кровати с женой, оба накрылись одеялом и стали слушать олонхо от бродяги. На удивление князя, тот очень неплохо читал олонхо, да и сюжет был интересный и неизбитый. Время от времени издавая одобрительные возгласы, он послушал где-то полчаса, но потом ему захотелось поссать. Велев бродяге прерваться, он вышел из дома и пошёл в отхожее место. Небо было в тучах, накрапывал холодный дождь. Когда князь начал справлять нужду в темноте, вдруг что-то схватило его за плечи и оторвало от земли. Он посмотрел вверх — мать моя женщина! Огромный чёрный стервятник зажал его плечи и уносил его куда-то в небо. Князь стал брыкаться, но потом понял, что если птица его отпустит, то он разобьется, и застыл в ахуе. Летели долго — холодный воздух успел чуть ли не покрыть инеем кожу князя, — а потом стервятник сбросил князя вниз на какой-то пустырь, где горел огромный костёр, а рядом танцевали голые женщины. Когда князь поднялся, одна из женщин подошла к нему и стала совать сосок пышной груди в рот. Тот пытался отвернуться, но его как бы парализовало, и молоко полилось ему в рот, только это оказалась на поверку кровь, а не молоко. Чтобы не захлебнуться, князь стал глотать кровь. Напоив его, женщина рассмеялась и сказала ему:
— Теперь ты отведал человеческой крови и отделился от света, ты стал одним из нас!
Князь оглядел себя и охуел: его тело преобразилось, покрылось гнойниками и буграми и вообще стало походить на мертвяка. Женщина сказала ему:
— Вот, теперь ты обрёл свою истинную сущность! Не зря, не зря я отправила к тебе своего верного посланника под видом бродячего певца, чтобы он вырвал твою душу и отправил к нам в нижний мир. Теперь ты сможешь отбросить человеческие условности и творить истинное зло!
— А как? — робко поинтересовался князь.
— Мы отправим тебя обратно в срединный мир (то есть Землю), и ты сможешь там делать всё плохое, что захочешь!
С этими словами женщина щелкнула пальцами, появились какие-то полулюди-полузвери и схватили князя со всех сторон. С него содрали кожу (бедняге было пиздец как больно), сломали шею и повернули голову на 180 градусов, отрезали нос, губы, уши и сняли скальп. Потом стервятник опять унёс его, корчащегося, куда-то вверх и сбросил на безлюдной поляне. Князь понял, что он оказался в одном из аласов недалеко от своей деревни. Но свет причинял ему боль, а при виде людей у него начиналась паника, и он не мог вернуться в деревню и показываться в глаза людей. Ютился долгие месяцы по замерзшим заброшенным домам и всё больше озлоблялся на весь мир. Когда в одну какой-либо из его пустых обителей приходили люди, чтобы переночевать, по ночам он подкрадывался к ним, душил и потом пожирал их плоть. Но от этого его голод становился только мучительнее. Наконец, в один прекрасный день на поляну пришёл шаман и стал проводить обряд изгнания нечистой силы. Князь почувствовал себя так, как будто горит заживо, и вдруг увидел, что его тело действительно охватывают языки пламени, идущие изнутри. Он заорал от ужаса, понимая, что это конец, и…
… и очнулся на своей кровати. Оказывается, задремал, слушая олонхо. Жена уже спала, огонь в печи почти потух, а бродячий олонхо-мастер смотрел на него с полуулыбкой:
— Ну как, понравилось вам моё олонхо? — спросил он. — Вам достаточно? Или мне продолжать?
Очнувшись от ступора, князь тут же велел разжечь печь снова, велел приготовить большой ужин и переселить гостя в лучшую спальню, стал чуть ли не жопу лизать. Домашние смотрели на князя с удивлением — что это на него нашло?.. В общем, переночевал бродяга по-королевски, а утром князь подарил ему одного из своих лучших коней и дал солидную сумму денег. Тепло распрощавшись с ним, бродяга выехал из двора и уехал из деревни.
И лишь потом князь узнал, что недавно через его район куда-то на север по своим делам проезжал один из великих шаманов.
История тридцать шестая. Далёкий осуохай

Очередную архетипичную страшилку из Якутии, как правило, связывают не со злыми силами, а с вполне нейтральными и даже благожелательными духами природы, которых иногда при особых обстоятельствах человек может узреть. Впрочем, для неподготовленного человека подобная встреча всё равно может оказаться довольно жуткой.
Молодая девушка проводила лето в якутской деревне. Начиная с июня в средней полосе Якутии стоят белые ночи, и заснуть летом иногда становится проблемой, особенно когда погода душная. Вот и девушке как-то раз вечером не спалось совершенно. Ворочалась она в постели несколько часов, перепробовала все способы погрузить себя в сон: читала книгу, считала овец, переворачивала подушку — всё без толку. Когда время перевалило далеко за полночь, она сдалась и решила выйти на улицу, чтобы проветриться.
Дом, в котором жила девушка, находился на окраине деревни. Дальше было только поле, а за ним — лес. И вот, стоя на крыльце, она услышала, как со стороны поля доносятся отзвуки какого-то большого хора — как будто собрался народ и поёт. Девушка заинтересовалась и выглянула за калитку. Действительно, на поле были люди, танцующие осуохай (так называется национальный якутский танец, напоминающий хоровод с напевом). Одеты все собравшиеся были очень нарядно. Напев был хорошо слышен, но девушка, как бы она ни прислушивалась, не смогла разобрать ни слова. Заинтригованная, она вышла за забор и направилась в поле. Никакой тревоги или страха не испытывала — тёплая белая ночь, вокруг светло, как днём, да и впереди целая толпа народу, которые что-то празднуют — чего тут бояться?
Впрочем, пройдя где-то треть поля, девушка стала замечать неладное. У калитки она видела, что осуохай ведётся в центре поля, а пока она шла, люди каким-то образом сместились дальше, оказавшись ближе к опушке леса, хотя вроде и не отодвигались специально. Напев не стал громче, несмотря на близкое расстояние. Слов по-прежнему было не разобрать, зато хор стал распадаться на отдельные голоса, которые звучали как-то по-особенному нестройно, будто каждый поющий выводил свой особенный мотив, не обращая внимания на других.
Впрочем, целеустремлённая девушка продолжала идти вперёд, особенно не задумываясь над этими странностями. Чем дольше она шла, тем дальше от неё оказывался осуохай — теперь танец вёлся буквально на границе поля и леса. Хотя на поле было светло, девушка никак не могла различить лиц танцоров, только видела их яркие одежды. В конце концов, пройдя больше половины поля, она вдруг поняла, что никакого осуохая больше нет: люди как-то незаметно растворились в лесу, но отзвуки их бессвязного напева по-прежнему продолжали доноситься из-за гущи деревьев.
Вот тут-то девушку и охватила жуть — она поняла, что стоит совершенно одна ночью в поле. Развернувшись, она побежала обратно. Когда она добралась до своего дома, напев уже умолк, и поле вновь стало пустым.
Утром девушка рассказала домашним о своём ночном видении. На родственников рассказ особого впечатления не произвёл: они только заметили, что если она видела танец духов природы, то это к добру и удаче. Ну и немного пожурили ночную путешественницу за то, что она долго не могла взять в толк, что видит ненастоящих людей — мол, ты бы ещё в лес средь ночи ушла в поисках осуохая.



Оставить комментарий